О ПОКАЯНИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И ВСЕГО ХРИСТИАНСТВА В АНТИСЕМИТИЗМЕ

«Благословен Господь Бог Израилев от века и до века! Аминь, аминь!» (Пс.40:14) + «Я, Бог Израилев, не оставлю их». (Ис.41:17)

Приветствую всех вас, дорогие читатели, именем Святого Бога Израиля, ставшего Богом для всех народов через Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа! Шалом дорогие друзья!
«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иешуа ГаМашиаха (Иисуса Христа), по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас!» (1Пет.1:3,4)

Я рад, возлюбленные братья и сестры, что могу обратиться сегодня ко всем вам как православный епископ. Кому-то может показаться странным, что я, православный священнослужитель, не еврей по крови, так часто (кто слушает мои проповеди и лекции, те знают, что это так) обращаюсь к теме Израиля и судьбе еврейского народа.
Дело в том, что каждый раз, когда я говорю об Израиле, мое сердце наполняется большой любовью и сладостное волнение охватывает мой дух.
ЭТО МОЙ НАРОД!
Божий народ - это и мой народ!
Он Сам сказал так: «Я услышу их и скажу: «это Мой народ», и они скажут: «Господь - Бог мой!»» (Зах.13:9)
Сегодня я, как и многие миллионы неевреев уверовавших в Великого Бога Израилева, восклицаем вместе с праведной Руфью: «народ твой будет моим народом» (Руф.1:16)

Один раввин как-то написал, что настоящий еврей «является сыном своего Отца (т.е. Бога) и его место - рядом с другими Его сыновьями».
Мое место сегодня с евреями. Да, это так. Еврейский народ стал теперь и моим народом через Спасителя и Господа моего Иисуса. Иешуа ГаМашиах (Иисус Христос) открыл мне путь вечной жизни. Он отдал за меня, не еврея, Свою еврейскую кровь. На Голгофе Иешуа заплатил эту дорогую цену за все человечество. Теперь Его народ стал и моим народом, и все что касается еврейства, касается и лично меня.
Всемогущий Отец Небесный и ныне и во веки веков остается верным Своему Слову.
В Библии сказано: «так говорит Господь, Который дал солнце для освещения днем, уставы луне и звездам для освещения ночью, Который возмущает море, так что волны его ревут; Господь Саваоф - имя Ему. Если сии уставы перестанут действовать предо Мною, говорит Господь, то и племя Израилево перестанет быть народом предо Мною навсегда. Так говорит Господь: если небо может быть измерено вверху, и основания земли исследованы внизу, то и Я отвергну все племя Израилево за все то, что они делали, говорит Господь». (Иер.31:35-37)
Любит ли по-прежнему Господь евреев?
Это легко проверить. Посмотрите на Небо. Если солнце, луна и звезды на месте, значит евреи все еще Его народ!

Апостол Павел пишет так: «Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию?» (Рим.3:3) «Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал». (Рим.11:2) «Ибо дары и призвание Божие непреложны». (Рим.11:29) Только такому Любящему и Верному Богу я могу смело доверить свою жизнь как земную, временную, так и вечное мое бытие. Если Он не предал, не покинул Израиля, очень часто отступавшего от Отца своего, то я верю, что Он не бросит и меня. Потому, перечитывая Ветхий Завет, я как христианин, радуюсь Его безусловной любви.
Иешуа сказал, что «спасение от Иудеев». (Иоан.4:22) Мы, обращенные из язычников, должны быть бесконечно благодарными еврейскому народу за то, что именно они на протяжении многих столетий сохраняли истинную религию, Священное Писание и великие традиции Единобожия, нашедших свое выражение в праздниках и обрядах. Первые века Христианства именно верность наследию иудео-христианства, верность своим еврейским корням охраняло Церковь от тлетворного влияния многочисленных лжерелигий и культов Римской империи, крепило «духовный иммунитет» Тела Иешуа (Рим.12:5; 1Кор.12:12,27; Кол.1:24 и др.) от ересей и заблуждений, от заразы оккультизма и суеверий.
Из истории Христианства явно видно, что отступление от истины (апостасия) началось именно с отрыва от еврейских корней. Именно из-за этого трагического отрыва в Церковь Новозаветную пришло и не правильное понимание и толкование Писания, что собственно и стало в дальнейшем источником неисчислимых бед.

Я как православный епископ хочу затронуть тему, весьма болезненную как для Православной Церкви, так и для всего Христианства в целом. Это проблема антисемитизма в Церкви. Это на самом деле серьезная проблема и ее многие наши богословы сегодня стараются обходить стороной, боясь затрагивать «больной нерв» современного Христианства. К великому сожалению мы, присоединенные к Церкви из язычников, забыли грозное предостережение Библии: «не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя». (Рим.11:20)
Апостол Павел, певец любви, бесстрашный проповедник Божьей Правды записал эти строки: «я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь». (Рим.9:3-5)

Тема антисемитизма поднималась в моей статье в нашей обновленческой Православной газете «Живая Церковь». Пришло множество откликов читателей. Вот что писали ученые Украинской Академии Наук в ответ на ту публикацию. «Из всех грехов, названных в Библии, особенно тяжким является ненависть к еврейскому народу и проклятие его, вызываемое духом антисемитизма, от последствий которого можно освободиться только через публичное покаяние, даже если это было допущено не нами, а нашими предками. Поэтому, если в православных богослужебных книгах, как пишется об этом в газете «Живая Церковь», №1 за 2000 год, есть тексты антисемитского содержания, то от них, проявив благоразумие, необходимо освободиться, покаяться и отречься, чтобы снять с себя проклятие, под которое из-за этого попадает православие и тем самым не дать места дьяволу и не позволить ему в церквах проводить свою разрушительную работу. Бог будет всегда защищать Свой избранный народ как обещал Аврааму: «Я благословлю благословляющих тебя и злословящих тебя прокляну» (Быт.12:3) и как сказал Он пророку Валааму: «не проклинай народа сего (Израиля), ибо он благословен» (Числ.22:12). Поэтому давайте лучше будем благословлять и молиться за этот народ, чтобы иметь Божьи благословения. Мы должны быть благодарны израильскому народу, которому Бог доверил Свое Слово, которое было записано в Библии, а также евреям - ученикам Христа, являющимися Его представителями и первыми понесшими людям Благую Весть спасения, которая дошла до наших дней. Христианство не могло возникнуть, если бы прежде не было иудаизма. Иудейская вера - это корень, из которого выросло Христианство, поэтому Церковь не должна забывать чем она обязана корням, из которых возникла (ср. с Рим.11 гл.). … Поэтому будем молиться за еврейский народ и благословлять его!» Христиане, научные сотрудники Национальной Академии Наук Украины (НАНУ): Четакова Н.В., Дрозд Н.А., Гаврилова Л. Г., Дверняков В.С., Князюк А.Н., Терновая Т.В., Письменная Л.П.

Были и другие отзывы. Один Православный священник, настоятель храма и благочинный в одной из епархий УПЦ МП так отзывался по поводу тех моих статей об антисемитизме: «зачем вы вообще поднимаете эту тему. То, что евреев убивали раньше, теперь никого не интересует и в нашем прошлом уже ничего нельзя изменить» протоиерей Н.

То что «в нашем прошлом уже ничего нельзя изменить» это точно, но мы можем приложить усилия свои к тому, чтобы не допустить подобного в будущем. Мы можем и должны искренно покаяться в злодеяниях совершавшихся нашими предшественниками. Все это будет невозможным до тех пор, пока мы не сможем честно признать свои ошибки и посмотреть правде в глаза. Как писал апостол Иоанн: «если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды». (1Иоан.1:8,9)
Вот что писал один из историков о зарождении «христианского антисемитизма» и о его развитии: «При императоре Константине Христианство обрело статус официальной религии Римской империи. При этом император предусмотрел ряд мер, призванных ограничить права евреев в обществе. Евреям отныне запрещалось обращать в иудаизм христиан — подобное обращение рассматривалось как преступление, каравшееся смертной казнью. Евреям запрещалось владеть рабами-христианами и вступать с христианами в брак; они не имели права состоять на военной службе, а также занимать государственные посты, где от них зависели бы судьбы христиан; прежние привилегии, дарованные евреям, были сильно урезаны. Такая политика ставила своей целью полное отделение христиан от евреев в общественной жизни. Поскольку же государство и Церковь в тот период были неразрывно связаны, то политика государства нередко находила отражение в положениях церковного учения.
Согласно Кодексу Феодосия 438 г., евреям гарантировалась определенная защита в случае нападения толпы на их дома и синагоги. Однако тем же кодексом устанавливалось, что все перешедшие в иудаизм христиане теряли право на наследование имущества. Синагоги лишались статуса официального убежища. Миссионерская деятельность разрешалась для христиан, но запрещалась для евреев. В VI в. Кодекс Юстиниана лишил евреев больше половины прав, дарованных им Кодексом Феодосия. Согласно Кодексу Юстиниана, иудаизм лишался легального статуса и не подлежал защите закона; права на собственность для евреев были значительно урезаны. Те, кто публично отрицал Воскресение и Страшный Суд, подвергались изгнанию или смертной казни». В Западной Католической империи репрессии против евреев принимали форму массовых репрессий.
VI Вселенский Собор (680-681 г.; 692 г.), созванный для осуждения ереси монофелитов, Реформаторская Православная Церковь чтит, но не признает его 11 канона, и др. канонов, в которых наблюдается учение антисемитизма: «Никто из принадлежащих к священному чину, или из мирян, отнюдь не должен есть опресноки, даваемые иудеями, или вступать в содружество с ними, ни в болезнях призывать их, и врачевства принимать от них, ни в банях купно с ними мыться. Если же кто дерзнет сие творить: то клирик да будет извержен (из сана), а мирянин да будет отлучен». (11 канон VI Вселенского Собора)

«В 1215 г., на Западе, решением IV Латеранского Собора, евреям предписывалось носить особую одежду и отличительный желтый знак. В 1239 г. папа Григорий IX объявил Талмуд "богохульной" книгой, и тысячи экземпляров его сжигались по всей Европе. С тех пор евреи повсюду стали подвергаться гонениям. Ряд новых антиеврейских установлении появился в XIII в.: Оксфордский Собор 1222 г. запретил строить новые синагоги; решением Синода в Бреслау 1267 г. евреям предписывалось селиться в специально отведенных для них еврейских кварталах; Базельский Собор 1434 г. запретил присуждать евреям ученые степени.
Репрессивные меры продолжали усиливаться, и европейские евреи становились все более бесправными. В последующие века антисемитские выступления и погромы еврейских общин по всей Европе стали привычной картиной». На Востоке и на Западе долгие столетия продолжались гонения и уничтожение еврейского народа под знаменами «христианства».
Первый еврейский погром на Руси имел место в 1113 г., когда был разграблен «жидовский» квартал в Киеве. Христианство как государственная религия было принято Киевской Русью в 988 году. Князь Владимир (в крещении Василий) крестил народ большей частью насильственно и фактически большая часть «обращенных» не понимала во что же их «обратили». Тысячи людей были живьем сожжены и забиты до смерти только лишь за отказ принять новую религию. «Путята крестил Русь мечом, а Добрыня огнем» - пишет летописец, современник этих трагических событий. То, что происходило летом 988 года на Руси нельзя назвать настоящим крещением.
Нигде в Библии не говориться о возможности даже насильственно крестить, принуждать к христианству. Истинному крещению предшествует покаяние в грехах, духовное возрождение человека. Прощение грехов мы принимаем верой через Господа нашего Иисуса Христа, «ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем». (Рим.6:23) «Быть крещенным во Христа означает: погружаться с верою в Него. Но невозможно уверовать во Христа всем тем, которые не научены исповеданию». («Точное изложение православной веры» СПБ. 1894 г.)
«Русь была крещена, но не просвещена» - так писал один православный историк. Трагично, конечно же, что один из самых прекрасных храмов Киева до сих пор носит имя князя - палача собственного народа. Я надеюсь, что вскоре наша Православная Церковь пробудится от сна, и наши храмы и часовни будут посвящаться не князьям или еще кому из людей, но ЖИВОМУ БОГУ!

В истории наших славянских народов еврейский погром 1113 года - первый случай открытого антисемитизма. Славянам вообще до "крещения Руси" не свойственны были межнациональная рознь и вражда. Славяне издревле отличались спокойным и терпеливым нравом, но Византийское «православие» (которое можно, скорее всего, назвать не Православием, а «кривославием») изуродовало своим антисемитизмом и другими пороками душу народа, заставляя его ожесточаться и искать врагов - инакомыслящих и евреев. Конечно же, не одни помои лжеучений взяли славяне с Византии, но сегодня пришло время вернуться к чистому евангельскому христианству, и Украине Господь сегодня предлагает не очередную тупую и мертвую религию, которых и так хватает на этой земле, а Живого Спасителя Христа!
Среди канонизированных отступническим традиционным Православием «святых» много есть примеров антисемитизма. Широко известен эпизод из «Жития преподобного Феодосия», согласно которому «блаженный... ходил к евреям и спорил с ними о Христе; укорял их и досаждал им, называя их отступниками и беззаконниками». Ругать евреев в то время было модно и даже выгодно. Князья хорошо оплачивали деятельность подобных «миссионеров». В святцах традиционных православных календарей есть еще имена «святых» антисемитов и тех, кого используют всевозможные враги Израиля: 17 декабря (здесь и далее даты даются по новому стилю) «святителя» Геннадия, архиепископа Новгородского (1504); 22 сентября «преподобного» Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца (1515); 3 мая мученика младенца Гавриила Белостокского (1690).
«Святой» Иосиф Волоцкий известен в истории как палач и инквизитор, фанатично преследовавший любое инакомыслие. Именно он настоял на массовых репрессиях против «еретиков» и «отступников» - как евреев, так и православных христиан.

Говорить об антисемитизме в истории Православия, и не затронуть так называемую «Эпоху хмельнитчины» и вообще XVII столетие, невозможно. Ведь за этот период времени казачество совместно с татарами и русскими, за которыми стояла зловещая тень православного отступнического духовенства, было уничтожено самым жесточайшим образом около 700 тысяч евреев – в т.ч. детей и стариков.
Оставляли в живых лишь тех евреев, которые согласились принять православие. В летописях и хрониках тех лет говорится, что принимали православие евреи лишь из-за страха страшных пыток и мученической смерти. Часто получалось и так, что когда уходили орды казаков и православные священники уезжали далее за ними для «обращения» евреев в Православие, то «новообращенные» возвращались вновь к вере отцов.
Все это служило таким образом не для реального обращения, но для отвращения евреев от Мессии Израиля и всех народов.
Вот что написал «почтенный еврей, мудрый и благородный учитель и раввин наш Натан Нате Ганнове, живой свидетель тех гонений в 5 своих «Хрониках» впервые изданных еще в 1653 году в Венеции. «И много святых общин, расположенных невдалеке от мест сражения и не могших спастись бегством, как то св. община Переяслав, св. община Борисовка, св. община Пирятин, св. община Борисполь, св. община Лубны, св. община Лохвица с прилегающими, погибли смертью мучеников от различнейших жесточайших и тяжких способов убиения: у некоторых сдирали кожу заживо, а тело бросали собакам, а некоторых - после того, как у них отрубали руки и ноги, бросали на дорогу и проезжали по ним на телегах и топтали лошадьми, а некоторых, подвергнув многим пыткам, недостаточным для того, чтобы убить сразу, бросали, чтобы они долго мучились в смертных муках, до того как испустят дух; многих закапывали живьем, младенцев резали в лоне их матерей, многих детей рубили на куски, как рыбу; у беременных женщин вспарывали живот и плод швыряли им в лицо, а иным в распоротый живот зашивали живую кошку и отрубали им руки, чтобы они не могли извлечь кошку; некоторых детей вешали на грудь матерей; а других, насалив на вертел, жарили на огне, и принуждали матерей есть это мясо; а иногда из еврейских детей сооружали мост и проезжали по нему. Не существует на свете способа мучительного убийства, которого они бы не применили; использовали все четыре вида казни: побивание камнями; сжигание; убиение и удушение. А многих татары увели в плен; женщин и девушек насиловали; овладевали женщинами на глазах их мужей, девушек и красивых женщин брали в служанки и поварихи, а иных в жены и наложницы. Так они поступали во всех местах, куда приходили; и то же самое делали с поляками, в особенности с ксендзами. И было убито а Заднепровье много тысяч евреев, а несколько сот их было принуждено изменить вере».
Самое страшное - это то, что за всей тогдашней бессмысленной резней, разграблением и поруганием народных святынь стояли священнослужители Украинского и Российского Православия, благословляя невежественных и грубых казаков к этой дикой расправе.
Далее Натан Нате Ганновер пишет, что после резни во многих городах и селах, где православные казаки устраивали еврейские погромы, разгрому и уничтожению подверглась еврейская община в Гульчине. «И было после того… явились православные и потребовали от панов, чтобы те им выдали всех евреев. Паны, чтоб «самим не обжечься на этих углях», немедля принудили евреев выйти из крепости. И вышли все евреи, с сокрушенными и разбитыми сердцами, и были они взяты православными под стражу в одном саду, наглухо огороженном, дабы никто не мог бежать. Евреи там томились долго. Среди них было три гаона: гаон р. Элиезер, гаон р. Соломон и гаон р. Хаим, и они увещевали святой народ, уговаривая его погибнуть во славу имени, но не изменить своей вере, и отвечал весь народ одновременно: «Слушай, Израиль, Господь Бог наш, Бог единый, и так как в ваших сердцах - он един, так и в наших он только единый». Сейчас же после этого пришел к ним посредник и, водрузив знамя в землю, сказал им громко: «Всякий, кто изменит своей вере, останется в живых; пусть он сядет под этим знаменем». Но никто ему не отвечал. И так он возвещал три раза - и не получал ответа. Тогда он открыл ворота сада и в него вошли злобные православные и поубивали множество евреев всеми существующими на свете (они уже перечислялись раньше) способами убиения».
«Так же и на Волыни в св. общине Владимир-Волынске, в св. общине Луцк, в св. общине Кременец и в их прикагалках была большая резня, и много тысяч евреев было убито. В св. общине Кременец один злодей взял нож еврейского резника и зарезал им несколько сот еврейских детей. Он спрашивал своего приятеля: кошерное ли это мясо или трефное? Когда тот отвечал: «трефное», он бросал тело ребенка собакам. Потом брал другого мальчика на бойню, резал его, тогда приятель говорил: «кошерное». Они подвергали мясо осмотру (как это поступают с мясом козлят и овец), и, надев его на шест, носили по всем улицам города, возглашая: «Кто хочет купить козлятину или овечину?»

Раввин Майер из Мебржешина, также очевидец этих злодеяний, писал в своей книге «Тяготы времен», изданной в Кракове в 1650 г.: «Злодеяния, совершенные православными, были неслыханны: в присутствии родителей насиловали дочерей, детей резали на груди их матерей; на глазах у мужей овладевали женами, у беременных женщин вспарывали животы. (Господь да спасет нас от руки врагов!). невинных и безгрешных младенцев и малых детей живыми бросали в глубокие колодцы, и оттуда в продолжении нескольких дней были слышны их крики и стоны. Многие женщины изменили вере и вышли замуж за православных. Также и многие мужчины изменили завету, притворно крестившись, но в душе они оставались верны Господу; и только они одни сохранили свои жизни. Город был разгромлен дотла. И все евреи, что находились в нем, были убиты, и по всему городу валялись груды трупов, отрубленные руки, ноги, головы, пальцы, ляжки и внутренности».

Все эти описания ужасны и без содрогания невозможно все это читать, но это правда. Далее подобную резню еврейского населения православное казачество учинило в Белоруссии.

Вот что пишет о погроме в г. Гомеле раввин Мейер – «В Гомеле укрывалось множество евреев, и они были охвачены смертельным страхом, и слышались над городом стенание и плач, и несчастное племя, заброшенное в чужую землю, возносило свои молитвы к небесам. А бунтовщики между тем подкупили начальника города с тем, чтобы он выдал семя Израилево и все их богатства. И злодей-начальник с поспешностью согласился на все, к великой радости и торжеству православных, и ужас, словно тлеющие угли, обжег сердца евреев. С обнаженными саблями и пиками окружали православные со всех сторон евреев, и они сказали: "Почему вы еще верите в Бога, который не спасет вас от смерти, в грозный час не внемлет вашим молитвам, который отвернулся от своего осужденного народа? Измените ему и вы станете господами». И еще говорили наглецы: «Смотрите, ваш Бог молчит. Мы разоряем и уничтожаем вас, а Он вас не спасает. А изменившие ему все остались невредимы и целы. Если вы будете держаться своей веры, вы все погибнете, как погибли ваши братья на Украине, Покутьи и в Литве; там были перебиты сотни тысяч; и в живых никто не был оставлен. Где же обещание царя вашего и Бога, что он не нарушит союза, заключенного с вами?»
И воскликнул тамошний раввин р. Элиезер: «Братья, подобно нашим братьям, отдадим свои жизни за святость имени и своей смертью заслужим вечную жизнь». И он сам, подавая пример, первый отдал себя на смерть…
Убеленные сединой старцы и подростки, девушки и юноши, они слышали, как, несмотря на ужасные пытки и страшные мучения, которым подвергался раввин, он продолжал увещевать их погибнуть за святость имени. И, преисполненные благочестия, они в один голос отвечали: «учитель наш и наставник, мы отдаем себя на смерть, может быть, мы этим искупим свои прегрешения». Испросив прощение друг у друга, они сказали злодеям: «Совершайте свое дело и поступайте с нами так, как вам заблагорассудится, но мы не примем вашей веры…». И злодеи стали избивать евреев палками (для того, чтобы они не сразу умерли). Трупы громоздились кучами, но их не предали земле, и они стали пищей собак и свиней, и иссохшие кости, руки и ноги валялись по улицам. Спасшиеся от меча, израненные и ослабевшие бродили по полям, и они погибали от холода и становились добычей волков. А малые дети, оставшиеся сиротами, бродили по улицам, словно стадо без пастуха, искали тела своих родителей и видели, как те, плавая в крови, корчились в предсмертных муках. А евреи, прятавшиеся в пещерах, расщелинах скал и оврагах, изнемогая от голода и жажды, сами отдавались в руки злодеев. И те ужасными пытками замучивали их до смерти. И они оставили в живых - себе в утеху, для блуда и разврата - только красивых молодых женщин и девушек».
В своем послании «свиток тягот» раввин Саббатай Ганоген в 1649 году писал: «бунтовщики… выгнали… (евреев) из города, в поле и виноградники. Там они были окружены бунтовщиками и раздеты донага. И там сидели молчаливо опозоренные и пристыженные евреи, словно овцы на бойне. Тогда бунтовщики стали утешать их, завели с ними добрые речи, они говорили: «Вы ведь будете удушены и зарезаны, как искупительная жертва вашему Господу, так безжалостно проливающему вашу кровь. Не лучше ли вам будет перейти на сторону нашего Господа, наших священных изображений и крестов и обратиться в одно племя с нами? Тогда вы будете освобождены, жизнь ваша будет в безопасности и все имущество будет вам возвращено, и вы станете большими богачами и знатными панами». Но священное семя - юноши и девушки, старые и отроки - преданное Господу, презрело земную жизнь. Собравшись все вместе, они с громким и горьким воплем отвечали: «Слушай, Израиль, Господь Бог твой - Бог единый», и исповедовавшись в своих прегрешениях, они признавали приговор небес справедливым, и траурные и поминальные песни, которые они пели самим себе, возносились к небесам. Бунтовщики, убедившись, что евреи крепки в своей вере, перешли к угрозам. Они говорили: «Доколе вы будете настолько жестоковыйны, уподобляясь самоубийцам, не желая принять нашу веру? Вы ведь сами повинны в пролитии своей крови и сами создаете повод к тому, чтобы вас убивали, резали и беспрестанно приносили в жертву». На это отвечали евреи: «Вы напрасно мешкаете и не убиваете нас. Ведь мы не послушаем вас, и творение рук человеческих мы не назовем Господом. Господь Бог наш един на земле и на небесах и он спасет нас, а вы являетесь только его посланцами. Да будет благословен Господь, разящий нас. Ведь Господь взыскивает с нас долги руками таких грешников, как вы, наши враги и неприятели. Если вы не убьете нас, у небес сыщется достаточно посланцев. Разве мало львов и медведей у Господа. Так что, если вы - меч Господень - готовы и вооружены, делайте свое дело». Тогда бунтовщики подняли руку и избили их за прегрешения наши».
Известный еврейский историк, профессор, Йоэль Раба в 15 главе своей книги «Между памятью и отрицанием: Погромы 1648-1649 гг. в хрониках современников и в историографии» изданной в Тель-Авиве в 1994 году также пишет, что «… переход в христианство (в данном случае в православие) были единственным спасением от жестокой смерти…».

Эпоха хмельнитчины - одна из трагических страниц в истории Украины и в истории евреев рассеяния. По некоторым оценкам около 700 тысяч евреев было уничтожено самым жестоким образом за этот период православными казаками и духовенством на Украине, в Польше, Литве, Белоруссии и России. На левобережной Украине все еврейское население было вырезано в течении года! Таковы были темпы и масштабы этих еврейских погромов учиненных православными казаками.
Самое трагическое здесь еще и то, что до сих пор, хотя прошло уже свыше 350 лет после этих событий, не было покаяния главного виновника резни и вдохновителя тех погромов – нашей матери, РОССИЙСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.
Современные предстоятели, лидеры всех православных юрисдикций России, Украины, Белоруссии, как и все православные священнослужители, обязаны честно и искренно покаяться перед Богом и людьми за все те злодеяния, резню сотен тысяч евреев, за насильственное обращение в православие под угрозой смерти и т.д. Конечно же, покаяться необходимо не только в том, что происходило в XVII веке, но и за все те 1000 лет, что православие занимало главенствующую роль в стране.

В Российской Империи антисемитизм был важной составной государственной и церковной политики. Один из царских «православных черносотенцев», протоиерей о. Александр Корсановский в своей статье «Истинные христианские средства обновления государственной и общественной жизни» писал: «в наше время - не только пастырям, но и всем истинным христианам и любящим свое отечество гражданам приходится вести упорную борьбу с бесчисленным множеством всякого рода лжеучителей, анархистов, изменников вере, Царю и отечеству, наипаче же сущих от обрезания, т.е. евреев и еврействующих русских космополитов». («Киевские епархиальные ведомости» 1907г. №1 Воскресение 7 января.)
Обычными для газет начала XX века были статьи, рассказывающие о деятельности всевозможных черносотенных организаций - «Союза Русского народа», «Черной сотни», «Союза Михаила архангела» и мн. др. Вот выдержка одной из статей, которую публиковали «Епархиальные известия»: «14 января преосвященным Платоном Чигиринским совершена была в кафедральном соборе литургия, а после нее молебен окропление 20 стягов, назначаемых для подотделов Киевского отдела Союза Русского народа. Торжество это собрало в Софийском Соборе множество народа. После молебна по главным улицам города происходила патриотическая манифестация» «Освящение стягов подотделов Киевского Союза Русского народа». (№3 воскресение 21 января 1907 г.) В подобных фашиствующих организациях активное участие принимали до половины всех иерархов Русской Православной Церкви. (!?)
Примечательно, что последняя российская императрица Александра Федоровна, супруга Николая II, когда в письмах допускала ругательные выражения, то самым едким и язвительным считала слово «еврей».

Преподобный Иоанн Кронштадский, известный проповедник и священник Православной Церкви тех лет, также был одно время деятельным участником одной из черносотенных структур. Только когда черносотенцы перешли «от слов к делу», когда полилась еврейская кровь, Иоанн Кронштадский вышел из этой организации и осудил бессмысленные и жестокие расправы. Он писал: «Прочел я в одной из газет прискорбное известие о насилии христиан кишиневских над евреями, побоях и убийствах, разгроме их домов и лавок, и не мог надивиться этому из ряда вон выходящему событию. Помню, что было подобное событие в 1881 году, на юге России, но в гораздо меньшей силе и остроте, и было следствием пагубных увлечений и заблуждений. ... Какое недомыслие или непонимание величайшего праздника христианского, какое тупоумие русских людей! Какое неверие! Какое заблуждение! Вместо праздника христианского они устроили скверноубийственный праздник сатане, землю превратили как бы в ад. Тому ли научились христиане от Христа, своего небесного Учителя, кроткого и смиренного сердцем, Который «трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит» (Мф.12,20), то есть сердца сокрушенного и смиренного не уничижит и курящуюся верой и покаянием душу не угасит, не допустит умереть, - пока она не довершит покаяния своего? Русский народ, братья наши! Что вы делаете? Зачем вы сделались варварами, - громилами и разбойниками людей живущих в одном с вами отечестве, под сенью и властью одного русского царя и поставленных от него правителей? Зачем допустили пагубное самоуправство и кровавую разбойническую расправу с подобными вам людьми? Вы забыли свое христианское звание и слова Христовы: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф.11,29). Послушайте, как Он поучал учеников Своих кротости и незлобию. Однажды Он, восхотев идти в Иерусалим, послал вестников в селение Самарянское, чтобы приготовить для Его сердца людей. Но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. Видя то, ученики Его Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа. Ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение. Вот каково должно быть поведение христианина, вот каков должен быть дух его. Каков же и чей дух проявили кишиневцы над евреями? Дух диавола, - но кто не имеет Духа Христова, кротости, смирения, терпения, повиновения власти, тот и не Его (Рим.8,9), тот и не Христов, а раб диавола и наследует подобную ему участь. Ученики Иаков и Иоанн из ревности к Господу и любви к Нему хотели истребить Самарян огнем небесным, но Господь строго запретил им это. О, как бы Он грозно запретил кишиневским громилам убивать горожан-евреев и громить и истреблять их жилища! Познайте-ка, братья русские, какого вы духа? Не обижайте никого и ни из-за чего. «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас» (Мф.5,44). Вот мое краткое Евангельское слово, братья русские, по поводу кровавой расправы с евреями и с детьми их, ни в чем не повинными. Аминь». (Иоанн Кронштадский, «Мысли по поводу насилий христиан с евреями в Кишиневе». 1903 г.)
Н.А. Бердяев в своей работе «Еврейский вопрос, как вопрос христианский» писал: «если бы антисемиты хоть на одно мгновение способны были понять тайну религиозной судьбы еврейского народа, то весь их антисемитизм исчез бы, как порождение ничтожных и своекорыстных чувств». Западные католическая и протестантские церкви сделали большой шаг в переосмыслении старых догм. Римская католическая церковь признала антисемитизм одним из величайших грехов. Такое решение представители католической церкви приняли на проходившем в Ватикане симпозиуме «Корни антииудаизма в христианском обществе». Главный раввин Рима Элио Тоафф назвал это событие историческим шагом, который сыграет огромную роль в христиано-иудейском диалоге. Церковь призвала своих последователей не только не принимать участие в различных мероприятиях, носящих антисемитский характер, но и повсеместно преследовать любые проявления этого явления. Представители католической церкви склонны расценивать гонения на евреев как «преступления против церкви, несмотря на то, что верующие зачастую неверно толковали Новый Завет и обвиняли евреев в смерти Христа».
Папа Иоанн Павел II во многих своих выступлениях называет антисемитизм «грехом против Бога, Церкви и человечества». Христианство и антисемитизм несовместимы. В знаменитом документе Второго Ватиканского собора 1965 года об отношении католической церкви к евреям еще довольно расплывчато и неопределенно говорится: «Церковь, осуждающая все гонения на каких бы то ни было людей, памятуя общее с иудеями наследие и движимая не политическими соображениями, но духовной любовью по Евангелию, сожалеет о ненависти, о гонениях и всех проявлениях антисемитизма, которые когда бы то ни было и кем бы то ни было были направлены против иудеев». В 1980 году в «Резолюции об обновлении отношений между христианами и евреями», принятой синодом немецких протестантов, говорится о собственной ответственности церкви, о том, что после прихода Гитлера к власти и протестантская, и католическая церкви могли бы выступить в защиту евреев, но не сделали этого.
В ночь с 9 на 10 ноября 1938 года, которую впоследствии назовут «Хрустальной ночью», начался всегерманский еврейский погром, ставший своеобразной репетицией Холокоста. Эта ночь и последовавшие затем дни показали всему миру, что, преследуя еврейский народ, нацисты не остановятся ни перед чем. Еврейские магазины грабили и уничтожали среди бела дня. Синагоги горели по всей Германии. Многие еврейские мужчины исчезли, куда - неизвестно, но нетрудно было догадаться. И не было слышно практически ни одного голоса протеста от жителей Германии.

Настоятель берлинской Хедвигскирхе Бернгард Лихтенберг на следующий день после Хрустальной ночи прошел по улицам своего города, все увидел и сделал одну простую вещь. Он вернулся в свою церковь и публично помолился «о евреях и всех несчастных узниках концлагерей». И он продолжал публично повторять свою молитву каждый день вплоть до 23 октября 1941 года, когда был арестован. Суд состоялся 22 мая 1942 года. Лихтенберг был признан виновным в соответствии с несколькими статьями закона. Ему было отказано в снисхождении на том основании, что за шесть месяцев тюремного заключения он «не обнаружил признаков раскаяния или перемены образа мыслей».

Особенно резко обвинения евреев в т.н. «богоубийстве» звучали в проповедях и писаниях отцов церкви: Иоанна Златоуста, блаженного Августина, Мартина Лютера. В своей работе «О евреях и их лжи», написанном в 1543 году, Лютер призывал сжигать синагоги, еврейские дома и снять с евреев всяческую защиту закона.
Любимый лозунг нацистов: «Евреи - наше несчастье», принадлежит Мартину Лютеру. Многие антиеврейские инициативы Гитлера реализуют заветы Лютера. Кажется глубоко символичным тот факт, что всегерманский еврейский погром 1938 года, начавшийся Хрустальной ночью 9 ноября, продолжался весь следующий день - день рождения Лютера 10 ноября. Адольф Гитлер неоднократно заявлял, что он действует в соответствии с волей всемогущего Творца: «защищая себя от еврея, я отстаиваю слово Господне». Говоря о преследовании евреев, фюрер подчеркивал: «я не делаю против евреев ничего такого, чего бы ни делала против них церковь за 1500 лет».

Иоанн Златоуст писал в своих сочинениях о евреях следующее: «иудеи сделались псами, а мы чадами… Конечно (иудеи) скажут, что и они покланяются Богу. Но этого сказать нельзя; никто из иудеев не покланяются Богу … Итак, если они не знают Отца, распяли Сына, отвергли помощь Духа; то кто не может смело сказать, что место то (синагога) есть жилище демонов? … Иудеи … живут для чрева, прилепились к настоящему, и по своей похотливости и чрезмерной жадности нисколько не лучше свиней и козлов; … синагога бесчестнее и всякой корчемницы, потому что служит убежищем не просто для разбойников и торгашей, но для демонов; а вернее сказать, не синагоги только (служат таким убежищем), но и самые души иудеев… В (синагоге) живут и демоны, и не только в этом месте, но и в самых душах иудеев… демоны живут в душах их, и нынешние - еще лютее прежних …»
Это лишь некоторые цитаты из сочинений Иоанна Златоустого, но и их более чем достаточно для того, чтобы иметь представление о страшных заблуждениях и антисемитизме этого учителя Церкви.

Наша реформаторская, Обновленческая Православная Церковь не принимает подобных ересей. Из учений как Иоанна Златоустого, так и других отцов и учителей Церкви мы принимаем только те, что не противоречат духу и букве Священного Писания.

В XIX веке об этом же говорил святитель Филарет Дроздов. Он говорил, что в Православии сохраняются как истинные предания, так и ложные и что различить их мы, Православные Христиане, сможем лишь через авторитет Писания.
Истинные и ложные предания порой замысловато переплетены в традиционной Православной Церкви. Здесь можно провести параллель с религиозным наследием Нила Сорского и Иосифа Волоцкого - двух выдающихся деятелей Русской Церкви XV в., придерживавшихся диаметрально противоположных взглядов по самым принципиальным вопросам церковной жизни. Оба они причислены официальной Русской Православной Церковью к лику святых - следовательно, традиционный православный христианин может свободно выбирать: следует ли ему, например, разделять мнение Иосифа Волоцкого о том, что «грешника и еретика руками убить или молитвою едино есть», или же следовать заветам преподобного Нила Сорского «старайся не укорить и не осудить никого ни в чем». Реформаторская Православная Церковь объявила деканонизацию Иосифа Волоцкого и ему подобных религиозных садистов - «инквизиторов».

Всей Православной Церкви необходимо в новом свете рассмотреть свое церковное предание - подобно тому, как это сделала Римско-Католическая Церковь. Только этим путем можно выйти из современного духовного и вероучительного кризиса и сбросить с себя окончательно проклятие антисемитизма.
Сегодня мы, православные реформаторы и обновленцы, продолжаем, говоря словами великого православного реформатора XX века святителя Александра Введенского, «освободительное движение в Церкви». Святитель Александр верил в возрождение истинного Православия, покаяние и очищение Христианства от многих заблуждений и ересей, в том числе и антисемитизма, и на реформаторском Православном Обновленческом Соборе в 1923 году, завершая свою проповедь, произнес свое напутствие: «если так, то да благословит вас Бог на новую жизнь, на всякую работу во имя Христа, и Правда Божья и Церковь древняя, вечная, миру покажет свою красоту. Христос Воскрес!»

Архиепископ Сергий
Киев – Москва - Тула
_____________________


по электронной почте вы можете иметь связь
с нашей Архиепископией Киевской, Московской и всея Руси, а также получать интересные рассылки Православного Обновленческого Движения:
Email: alive_church@hotmail.com
http://alivechurch.narod.ru/
http://www.messcom.org.ua/

для писем, посылок и почтовых переводов
для финансовой поддержки Православных
Обновленческих печатных изданий:
Россия, 300057 г. Тула, ул. Пузакова, д.44 оф.50
Журавлеву Сергею Юрьевичу


архиепископ Сергий Журавлев

Украинская Реформаторская Православная Церковь

Православное Обновленчество

The Reformation of the Orthodox Church

E-mail:

Hosted by uCoz