Возрождение истинного Православия

Вероучительные Статьи Православной Обновленческой Церкви, составленные Вселенским Патриархом, учителем и святителем Кириллом Лукарисом (1572 - 1638 г.г.) Cyrillus Lucaris ORIENTALIS CONFESSIO Christianae fidei (1631)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Именем всех христиан в целом Кирилл, патриарх Константинопольский, излагает тем, кто пожелал бы больше узнать о религии восточной, или греческой церкви, т. е. во что именно мы верим и что думаем об основных вопросах православной веры, это краткое Исповедание веры как нелицемерное и данное с чистой совестью перед Богом и всей церковью свидетельство.

Статья 1
Мы верим в единого истинного Бога, всемогущего и бесконечного, в трех ипостасях: Отца, Сына и Святого Духа. Отец несотворенный, Сын рожден от Отца прежде всех веков и единосущен Отцу. Святой Дух, исходящий от Отца через Сына, единосущен Отцу и Сыну! Эти единосущные три ипостаси мы называем «Святой Троицей», всегда славить и восхвалять которую и поклоняться которой должно всякое создание.
«Тебе дано видеть это, чтобы ты знал, что только Господь [Бог твой] есть Бог, [и] нет еще кроме Его». (Втор.4:35);
«Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор.6:4)
«Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога», (Ис44:6);
«Ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне». (Ис.46:9)
«Нет иного Бога, кроме Единого». (1Кор.8:4);
«У нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им». (1Кор.8:6);
«У Бога не останется бессильным никакое слово». (Лук.1:37), а также следующие места из Священного Писания - (Мат.19,26) (Отк.1,20) (Иер.23,24) (ЗЦар.8,27) (Рим.11,33) (1Тим.1,17) (Быт.1,26.3,12) (1Иоан.5,7) (Мат.28,19) (1Кор.12,4) (Еф.4,4-6) (Иоан.15,26) (Гал.4.6) (2Kop.l3.13)

Статья 2
Мы верим, что Священное Писание является theodidaktos, (т. е. тем, которому научил нас Бог, Богодухновенно!), и что автор его есть Святой Дух и никто иной. Мы должны непоколебимо верить в Писание. Ибо как написано: «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте». (2Пет.1:19) Потому и авторитет его выше авторитета Церкви. Ибо велико различие в том, говорит ли Святой Дух или же язык человеческий. Ведь последний по неведению может заблуждаться; он может совратить с пути истинного либо сам сбиться с него. Божественное Писание же не может сбиться с пути истинного и не может заблуждаться. Оно всегда непогрешимо и достоверно.
«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен». (2Тим.3:16,17);
«Зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым». (2Пет.1:20,21);
«Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам». (Иоан.16:13);
«Ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас». (Матф.10:20);
«Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы». (Деян.15:28,29);
«Ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас». (Матф.10:20);
«Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа». (Гал.1:11,12);
«Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, - каково оно есть по истине, - которое и действует в вас, верующих». (1Фесс.2:13);
«Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у которого Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном? говорит Господь. Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу?» (Иер.23:28,29);
«Быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (Еф.2:20); а также следующие места из Священного Писания - (1Кор.3,10) (Иоан.3,31) (Пс.60,9) (Рим.3,4) (Деян.5,29) (Кол.2,8) (Мат.15,9) (Иез.20,18) (Гал.1,8) (Прит.30,5) (Пс.11,7;18,8;118,86. 142) (Евр.4,12) (Рим.1,17;15,4) (Иоан.20,31;10,35) (Мат.5,18;24,35) (Ис.40,7) (1Пет.1,24)

Статья 3
Мы верим, что преблагой и превеликий Бог прежде создания мира предопределил - избранным своим блаженство не по делам их и что не было никакой иной причины для такого избрания, кроме благоволения и милосердия Божия. Что Он точно так же, прежде создания мира сего, отверг тех, кого отверг. Причиной такого отвержения является, учитывая абсолютное право Божие, Его Божия воля. Учитывая же право, закрепленное законами, причиной этого является праведность Божия. Ибо Господь милосерд и праведен!
«Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви» (Еф.1:4);
«В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей» (Еф.1:11);
«Бога, спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен» (2Тим.1:9);
«Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего, как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел. Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак. Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею. Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего. Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле. Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает. Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?» А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?» Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого? Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников?» (Рим.9:11-24);
«Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1Кор.4,7); а также следующие места из Священного Писания - (Рим.3,9;5.12) (Еф.2,3) (Тит.3,3) (Иоан.17,6.9) (Рим.8.28.29) (Деян.13,48) (2Фес. 3,2) (Тит.1,1) (Лук.10,21) (Мат. 13,10) (Map.4,11) (Иоан.6,37.44; 12,37) (Рим.11,7) (2Тим.2.19) (Иоан.10,27) (Мат.15,13) (1Иоан.2,19) (Отк.13,20) (Мат.20,16) (Рим. 9,13.18) (Втор.10,14;7,6) (Пс.147,9) (Деян.14,16) (Рим.11,33)

Статья 4
Мы верим, что единый Бог - Отец, Сын и Святой Дух есть Творец видимого и невидимого. Под невидимым мы подразумеваем ангелов, под видимым - небо и то, что под небом. Поскольку же Творец по природе своей благ, Он - создатель всего благого. А зла Он никогда сотворить не сможет. Все существующее зло происходит от диавола и от человека. Так что мы должны твердо усвоить себе, что Бог не является творцом зла и несправедливо было бы обвинять Его в этом!
«В начале сотворил Бог небо и землю». (Быт.1:1);
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть». (Иоан.1:1-3);
«Ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит». (Кол.1:16,17);
«Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его - все воинство их» (Пс.32:6);
«Бог, сотворивший мир и всё, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет» (Деян.17:24); а также следующие места из Священного Писания - (Быт.1,27) (Еккл.7,30 [7,29]) (Пс.5,4[5,5]) (Иак.1,13[.14]) (Иоан.8,44) (Втор.32,4) (1Иоан.2,16)

Статья 5
Мы верим, что все управляется промыслом Божиим. Мы должны поклоняться ему, не исследуя его, ибо он превосходит наше понимание, и истинные побуждения его мы не сможем постичь своим разумом. Потому мы считаем, что нам скорее приличествует хранить об этом смиренное молчание, чем пускаться в бесплодные словопрения по этому поводу.
«Бог наш на небесах [и на земле]; творит все, что хочет». (Пс.113:11); а также следующие места из Священного Писания - (Еф.1,11) (Евр.1,3) (Мат.1,29 [10,29.30]) (Исх.7,3) (2Цар.12,11) (1Пар.21,1) (3Цар.3,22.23) (Иов.1,12.21) (Ис.10,5) (Иоан.19,11) (Деян.2,23;4,27) (Рим.1,24;11,33) (Иер.32,19) (Втор.29,29)

Статья 6
Мы верим, что первый сотворенный Богом человек пал в раю, так как, не следуя заповеди Божией, он послушался ложного совета змея. И что из этого возник для потомков первородный грех, так что нет никого из рожденных во плоти, кто не ощутил бы на себе тяжесть его и не изведал бы плодов его в сей жизни.
«Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы» (Еккл.7:29); а также следующие места из Священного Писания - (Рим.5,12.15) (Пс.50,6[50,7]) (Иов.14,4;5,14 [15,14]) (Иоан.3,6[а]) (Еф.2,3) (Быт.8,21[с]) (Рим.8,[6а.]7) (Гал.3,22) (Рим.3,9.26[3,9а.10.23]) (Иоан.3,3) (Еккл.7,20,21) (Рим.3,12) (3Цар.8,46[а]) (1Иоан.1,8) (Иак.3,2) (Прит.20,9) (Рим.7,7,6,23 [а])

Статья 7
Мы верим, что Сын Божий, Господь наш Иисус Христос уничижил Себя Самого, т. е. что Он в Ипостаси Своей облекся в природу человеческую, и что Он зачат был от Святого Духа, сделавшись человеком во чреве девы Марии. Что Он родился, принял страдания, был погребен, воскресением своим прославился и стяжал спасение и блаженство всем верующим. Мы с нетерпением ждем, когда Он придет, чтобы вершить суд над живыми и мертвыми.
«Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной». (Фил.2:6-8); а также следующие места из Священного Писания - (Мат.1,22) (Лук.1,35) (Гал.4,4) (Рим.1,3) (Ин.1,14) (Евр.2,14) (1Кор.15,3) (Рим.4,25) (1Тим.3,16) (2Тим.4,1)

Статья 8
Мы верим, что Господь наш Иисус Христос восседает одесную Отца, заступаясь и ходатайствуя оттуда за нас. Что Он один выполняет обязанности истинного и законного Первосвященника и Посредника. И что Он один заботится о пастве Своей и управляет Церковью Своею, украшая и обогащая ее всяческими благословениями.
«Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира». (1Иоан.2:1,2);
«Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех». (1Тим.3:5,6); а также следующие места из Священного Писания - (Рим.8,34) (Иоан.14,6;10,9) (Мат.11,28;18,19) (Иоан.16,23,14,13) (Деян.4,12) (Рим. 5,1.9) (Еф.2,18;3,12) (Евр.4,15;5,4; 12,22;7,24;9,24;10,12

Примечание архиепископа Сергия Журавлева, (УРПЦ) – «Реформаторская Православная Церковь признает посредничество лишь Иисуса Христа, Который «один выполняет обязанности истинного и законного Первосвященника!» Ему не требуются помощники в этом, как считают некоторые, но Он один предстоит за всю планету, за каждого из нас перед Отцом Небесным! Реформаторская Православная Церковь призывает всех верных чад Божьих, ввереных ее попечению, возносить свои молитвы Отцу Небесному во Имя Иисуса Христа, всю хвалу воздавать лишь в троице Единому Богу - Отцу, Сыну и Святому Духу, Который лишь Един достоин всей славы!
«Достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено!» (Откр.4:11)

Статья 9
Мы верим, что никто не может спастись без веры. Здесь мы имеем в виду такую веру, которая оправдывает в Иисусе Христе, которая возникла с жизнью и смертью Господа Иисуса Христа, о которой возвещает Евангелие и без которой никто не может снискать благоволения Божия. – «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает». (Евр.11:6); а также следующие места из Священного Писания - (Рим.14,23) (Евр.11,1) (Рим.10,17) (Иоан.5,24[а];20,31) (Лук.8.11(13.15)) (Гал.5,6) (Иак.2,14 («так называемую веру, т. е. веру, не приносящую плодов, мертвую. Поэтому святой апостол не пишет: «если кто имеет веру, а дел не имеет». Потому что это невозможно, так как сущность истинной веры заключается в том, чтобы приносить плоды всяким добрым делом. Нет, он пишет вполне сознательно и умышленно: «если кто говорит, что он имеет веру», причем он, разумеется, имеет в виду того, кто лишь называет себя верующим, не являясь таковым в действительности»). 17[-20].22[.23.26]) (Еф.2,8) (Фил.1,29) (Рим.5,2) (Еф.3,12;1,13) (Рим.20,16) (1Иоан.4,13;3,19) (Евр.10,22) (Рим.14,5) (Иак.1,6) (Иоан.3,18)

Статья 10
Мы верим, что Церковь, называющаяся соборной, включает в себя всех верующих во Христа: умерших и пребывающих в отечестве своем, а также тех, кто еще, подобно страннику, находится в пути. Поскольку никому из смертных не дано возглавлять эту Церковь, единственным ее Главой является сам Господь наш Иисус Христос. Все бразды правления этой Церковью Он удерживает в руках своих. Учитывая, однако, что на пути земном мы видим отдельные церкви, каждая из которых имеет для поддержания порядка кого-либо первого по сану, этого человека можно было бы не в прямом, но в переносном смысле назвать главой данной отдельной церкви. Это возможно именно потому, что он является первым среди ее членов.
«Вышний Иерусалим свободен: он - матерь всем нам». (Гал.4:26); а также следующие места из Священного Писания - (Евр.12,23) (Еф.2,14;1,10;4,4) (Кол.3,11) (Гал.3,26) (1Кор.12,12) (Деян.4,32;2,42) (Евр.10,24) (Мат.18,20: 28,20) (Иоан.10,14) (Еф.4,5) (Иак.4.12) (Евр.5,4) (Иоан.3,27) (Еф.5,23) (1Кор.11,3) (Кол.1,18) (Еф.1,22;4,15;2,19) (Мат.16,18) (1Пет.2,6) (Пс.117,21) (Деян.4,11.12) (1Кор.3,11) (Мат.20,25;23,8) (Лук.22,25[.26]) (1Тим.3,1) (1Пет.5,2) (1Кор.14,32) (2Кор.1,24) (Евр.13,17) (1Кор.4,1) (2Кор.5,20;12,11) (Гал.2,6)

Статья 11
Мы верим, что члены соборной Церкви являются святыми, избранными к вечной жизни. Что из их общества исключены лицемеры, сколько бы не обнаруживалось по отдельным церквам плевел, смешанных с пшеницею.
«Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между мн

ответы на вопросы

Вышеизложенное Исповедание веры было написано нами (т. е. патриархом Кириллом Лукарисом. прим. ред.) сначала по-латински. Теперь же мы буквально перевели его с рукописи латинского оригинала на свой родной язык (греческий, прим. ред.). Здесь мы лишь слегка затронули данную тему. Хотя обстоятельства, быть может, требовали более подробной разработки ее в особом трактате, мы решили отложить это на будущее. С Божией помощью мы в скором времени позаботимся о том, чтобы все признали, что наша вера есть именно та, которую нам завещал Господь наш Иисус Христос, проповедовали апостолы и которой учит православная церковь. Принимая во внимание, что некоторые верующие хотели бы знать наше мнение по поводу отдельных положений, прося изложить нашу точку зрения на эти вопросы, мы, как видите, прибавляем к вышесказанному следующее:


Вопрос первый: Следует ли вообще всем христианам читать Священное Писание?

Ответ: Все верующие христиане должны знать если и не все Священное Писание, то, во всяком случае, наиболее существенное из него. Они должны верить в него, исповедовать и проповедовать его:]. А этому нельзя научиться ни из какого иного источника, кроме как из самого Священного Писания, если будем читать его или же только слушать толкование его верующими людьми. Никому ведь из христиан не запрещено слушать Священное Писание, а значит, никому нельзя воспрепятствовать в чтении его; ибо близко к ним Слово, в устах их и в сердцах их. Потому явной несправедливостью в отношении верующего христианина, к какому бы сану или сословию он ни принадлежал, было бы лишение его возможности слушать или читать Священное Писание, а также препятствованис ему в этом. Ведь это было бы то же самое, как если бы алчущую душу лишили пищи духовной или же воспрепятствовали дотянуться до нее и отведать ее.

Вопрос второй: Ясно ли и доступно изложено Священное Писание для понимания его читателями - христианами?

Ответ: Не подлежит сомнению, что в Священном Писании можно обнаружить много так называемых "темных мест". Это относится как к отдельным словам, так и к оборотам речи. Однако содержащиеся в нем основы вероучения ясны и понятны для возрожденных и просвещенных Святым Духом. Из этого следует, что, хотя читатель нередко может сталкиваться с определенными трудностями, все же, просвещенный Святым Духом, опирающийся на само Писание, он не только придет к верному заключению, но и даст единственно приемлемое толкование, группируя соответственно обороты речи и отдельные слова согласно их внутренней связи и сопоставляя их между собой внутри каждой из групп. Ибо Писание есть светильник и свет, просветляющий мысль верующих и просвещающий тьму!

Вопрос третий: Какие книги, по вашему мнению, достойны называться Священным Писанием?

Ответ: Священным Писанием мы называем все канонические книги, полученные и хранимые нами в качестве путеводной нити к нашей вере и к нашему спасению. Это объясняется, главным образом, тем, что они сообщают нам Богодухновенное учение, достаточное как для наставления, так и для просвещения и совершенствования находящихся на пути к вере. Число канонических книг, в которые мы верим, определено Лаодикийским собором и признается до настоящего времени соборной и православной Церковью Христовой, просвещенной Святым Духом. Апокрифическими же мы называем книги, не получившие такого авторитета и одобрения от Святого Духа, как те, которые мы в полном смысле этого слова и без всяких сомнений считаем каноническими. К последним относятся: Пятикнижие, Агиографы и Пророки, предназначенные Лаодикийским собором для чтения. Таким образом. Ветхий Завет состоит из 22 книг. К сокровищнице Нового Завета мы причисляем четыре Евангелия, Деяния апостолов, Послания святого апостола Павла, а также Соборные Послания, к которым прибавим еще Откровение, принадлежащее любимцу Господню. Эти книги мы называем каноническими и признаем их Священным Писанием.

Вопрос четвертый: Что мы должны думать об иконах?

Ответ: То, чему учит нас Божественное Священное Писание. В нем ведь ясно говорится: "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им". Ибо мы должны служить не творению, но одному только Творцу и создателю неба и земли, и только Его одного почитать. Из этого не следует, чтобы мы отвергали такое славное и благородное искусство, как живопись. Более того. мы считаем, что любой желающий вправе иметь изображения как Христа, так и святых. Однако нам ненавистно поклонение им и их почитание как действие, запрещенное Святым Духом в Священном Писании, чтобы мы, незаметно для себя, не стали почитать вместо Творца и Создателя - краски, мастерство художника и его творения". Того, кто думает об этом иначе, мы считаем несчастным, ибо мысль его окутана густейшим мраком, а сердце его окаменело. И, разумеется, лучше повиноваться заповеди Божией, чем внимать суесловию людскому. Мы заявляем об этом в страхе Господнем и по чистой совести, хотя и сознаем, что для того, чтобы выдержать бурю. разразившуюся в связи с данным вопросом, потребовались бы силы, намного превосходящие наши. И этими словами мы заканчиваем отвечать на вопросы. Свои ответы прилагаем к сему Исповеданию веры. Да сподобит нас всех Господь разобраться во всем основательно и с чистой совестью.



Совершено в Константинополе,
месяца января, 1631 года.
Кирилл, патриарх
Константинопольский


архиепископ Сергей Юрьевич Журавлев

The Reformation of the Orthodox Church

Украинская Реформаторская Православная Церковь

напишите епископу

Hosted by uCoz